rosa_09tyler
Монетки падают на стол, Ключ отправляется в корзину. Что делать, если ты ушел, Теперь прожить бы эту зиму. Все это так невероятно, Что чудеса не позабыть, Но возвращаюсь я обратно . За все приходится платить...©
Из книги: "Канарейка в вашем доме" — Юрий Павлович Мищенко. Описание колен, входящих в песню канарейки овсяночного напева. Одним из немногих красивейших начал, входящих в основные колена песни овсяночного напева, является запевка. Она должна исполняться только в начале песни и может быть настолько нежной, что её трудно услышать. Исполняется в виде позывок чёрного стрижа, или может состоять из нежных трелей-россыпей.

За повторение таких позывок или трелей такое начало получило у любителей название тройник, двойник и прямая россыпь, состоящая из одной россыпной нитки. ТРОЙНИК- исполняется в виде трелей, причём каждая трель должна звучать чисто, в высокой тональности, с равными отрезками по продолжительности, с короткими разрывами между собой. Особенно ярко, мелодично и красиво звучит тройник, когда кенар во время исполнения старается подражать позывкам стрижа. Запевка с таким набором позывок хорошо воспринимается на слух и высоко ценится судьями на конкурсах. Эти трели исполняются как бы на вдохе, выдохе и опять на вдохе в разных тональностях и отличаются первая от второй, а вторая от третьей, но в то же время первая и третья похожи друг на друга. Для сравнения каждому предоставляется возможность послушать звуки позывок чёрного стрижа, исполняемых им во время полётов высоко в небе или под крышами высотных зданий на закате дня. На слух такой тройник воспринимается примерно так: "визссс-изссс-визссс". Не менее ценен тройник, скомпонованный из трёх ниток. Каждая такая нитка должна состоять из мелких высокозвучащих россыпей или овсянок. По произношению выглядит примерно так: ририсс-ирисс-ририсс или зизиссс-изиссс-зизиссс. ДВОЙНИК звучит как укороченный тройник и состоит из двух трелей с таким же звучанием и в той же тональности, что и тройник. ПРЯМАЯ ЗАПЕВКА состоит из одной россыпной нитки, большой ценности не представляет и может звучать как одна из трелей тройника или двойника, только в более протяжном исполнении. Приятным украшением в начале песни после запевки являются КУЛИКИ. Они должны напоминать позыв куликов и состоять из звуко-сочетания "ку-ли". Первый слог"ку"пропевается с ударением и бывает более растянут. Второй "ли"исполняется несколько выше или ниже первого, но без ударения. По звучанию кулики пропеваются не высоко. Исполнение его после запевки дважды считается двойным куликом и идёт в зачёт основных колен. А повторения его в середине песни от 2-х до 4-х раз украшают песню кенаров, но уже рассматриваются как вставные колена. Очень интересной слышится песня, где сочетаются два кулика"МОСКОВСКИЙ" "ку-ли", а за ним сейчас же слышится "ПАВЛОВСКИЙ" "кли". Лучше , если они исполняются за синицами в середине песни с разным произношением и оттенком в голосе. РОССЫПИ набранны из повторяющихся одних и тех же звуков, которые стремительно рассыпаются во время произношения и не имеют разрыва между собой. Частота звучания зависит от голосовых данных кенара и вибрации его клюва во время исполнения песни. Чем выше частота россыпи, тем приятней она звучит и выше оценивается судьями на конкурсах. Пропеваются они в разных тональностях и в разных вариациях. Воспроизвести эти звуки можно примерно так: "риририри" или "дидиди".

В зависимости от характера звучания они подразделяются на обыкновенные, серебристые, кузнечиковые, бубенцовые и т.д. Некоторые из них можно услышать в пении диких птиц и даже у насекомых- кузнечиков. СЕРЕБРИСТАЯ РОССЫПЬ встречается редко и очень высоко оценивается судьями на конкурсах. Это колено входит в раздел основных и исполняется в высокой тональности с незначительным повышением или понижением струящегося звучания, отдающего нежным звоном, его можно сравнить со звуками и трелями, издаваемыми маленькой зорянкой. КУЗНЕЧИКОВАЯ РОССЫПЬ напоминает нежное и непродолжительное стрекотание кузнечика, которое можно услышать в период жарких летних дней во время уборочной страды. БУБЕНЦОВЫЕ РОССЫПИ напоминают звон мелких бубенцов. По своему звучанию подразделяются на глухие и звонкие. Россыпь, исполняемая открытыми бубенцами звучит звонче, а закрытыми -глуше и намного приятней. Пропевается она в среднем или низком регистрах. При прослушивании слышится примерно так: "динь-динь-динь", "дии-дии-дии" или "дзии-дзии-дзии". Она может быть мелкой и крупной, громкой и тихой в зависимости от инструмента, на котором были наиграны эти звуки, а также от способностей исполнителя. ОБЫКНОВЕННАЯ РОССЫПЬ создаёт впечатление стремительно произносящихся звуков. Звучит она в средней и низкой тональности. Желательно, чтобы эта трель слышалась как можно мягче, так как от произношения и продолжительности зависит восприятие этого колена на слух. Она должна быть непродолжительной, с чётко выраженной вибрацией клюва и небольшим звоном в голосе. Она хорошо дополняется сочетанием трелей: когда в песне их две или более, то идёт "игра" россыпями. Начинается трель в пониженной тональности, затем переходит в повышенную и достигает высоких звуков. Относится она к основным коленам и слышится примерно так: "ри-ри-ри" или "си-си-си". ОВСЯНКИ- являются одним из основных колен в песне кенаров овсяночного напева. Формировались такие колена из трелей прерывистого звучания диких овсянок( горной, обыкновенной и садовой) и вставлялись в песню кенаров. Такие колена являются самыми красивыми и неповторимыми по своему звучанию, они названы в песне "ходом овсяночного напева". Наша канарейка, стараясь подражать трелям диких овсянок, сумела видоизменить некоторые звуки, после чего изменилось звучание трели, стали выявляться некоторые разновидноси овсянок уже с вымышленными названиями (чистые, светлые, отбойные, смеющиеся, подъёмные и т.д.). Но чем больше будет таких колен в песне, чем удачнее чередование овсяночных трелей, которые называют "игрой овсянок", тем песня будет ценнее. ОБЫКНОВЕННАЯ ОВСЯНКА- одна из разновидностей диких овсянок. Колено набрано из нежных, мелодично звучащих односложных звуков с прерывистым звучанием ударного типа. Звучит оно открыто и чисто в среднем регистре с несколько изменяющейся тональностью. Обыкновенные овсянки относятся к основным коленам в песне и напоминают звукосочетания: "зи-зи-зи", "ди-ди-ди" или "зинь-зинь-зинь-ци". ОТБОЙНАЯ ОВСЯНКА-при быстром исполнении напоминает звон колокольчиков. Пропевается она после всех овсянок и является как бы переходящей от трудных колен овсянок к вставным коленам. При исполнении звучит примерно так: "цонцонцон" или "дондондон" как бы без разрыва или с маленьким разрывом, но стоит только перейти на медленное исполнение, сейчас же увеличится разрыв между звуками и тут уже будет слышаться отбой. Очень приятно и красиво звучит это колено после "игры овсянок" или им заканчивается исполнение тура овсянок. СМЕЮЩААСЯ ОВСЯНКА напоминает своеобразный смех, где сочетаются согласный "Х" с гласным "И" или "А", и при исполнении слышится примерно так: "хи-хи-хи" или "ха-ха-ха".

Очень эффективна в чередовании с другими овсянками. ПОДЪЁМНАЯ ОВСЯНКА- напоминает нежную, немного звенящую трель, при своеобразном чередовании звуков за счёт едва уловимого ускорения вибрации клювом во время исполнения песни. Постепенный переход трели из низкого регистра обыкновенной овсянки в более высокий регистр, что напоминает своеобразный подъём песни в этом месте в гору с последующим замиранием звуков, делает её очень красивой и музыкальной. Такое колено очень ценно, если его исполняет кенар с хорошими голосовыми данными. ОТБОЙ- принято считать, что песня должна заканчиваться отбоями, исполняемыми кенарами в медленном темпе с ярко и чётко выраженным произношением. Отбои относятся к туру овсянок и только их замедленное произношение дало повод назвать эти колена отбоями. Очень красиво они звучат при хорошей раскладке, с чётким произношением каждого слога, если они пропеваются один раз в конце песни, как бы заканчивая её. Исполнение их в медленном темпе с прерывистым и ударным звучанием 4-5 раз при звукосочетаниях "цон-цон-цон", "дон-дон-дон", "тон-тон-тон" и очень редко "дин-дон" всегда обогащают песню кенара . Отбой "дин-дон" является самым ценным звукосочетанием и исполняется после вышеперечисленных отбоев. По звучанию он произносится в разной тональности . Первый слог звучит выше, а второй ниже, с равными по продолжительности звуками. Всякие искажения звукосочетаний отбоев считаются браком и относятся к группе диссонансов. БУБЕНЦЫ-являются основным коленом в песне кенаров. Они звучат негромко в мягкой и немного приглушённой тональности, напоминающей чистый металлический звук. Особенно они хороши и приятны на слух, когда имитируется звук бубенцов, имеющих шарообразную и закрытую форму, внутри которых работает ударный маятник, воспроизводящий звук пониженного тембра. Тембр звучания зависит от объёма бубенцов, силы удара маятника и голосовых способностей исполнителя. Исполняются они в средней тональности, в широком диапазоне с непродолжительным постепенным затуханием звука. Примерное звучание бубенцов "динь-динь-ди-ди-и-и". Вторая часть главы : описание колен, входящих в песню овсяночного напева, будет рассмотренна позднее.

@музыка: Булгаков Михаил - Морфий и другие рассказы.

@настроение: …задорное…

@темы: История