20:46 

Романтический образ смерти.

greamreaper
Мрачный жнец -замах косы плюс минус 3 метра- как не повезет
Решила рискнуть обратиться с вопросом. Почти везде Смерть как персонификация фигурирует как мрачный и малоприлекательный персонаж. Но тем не менее встречаются и ее романтические образы. Так мне попадалось упоминание о некой Ирландской богине красоты и смерти. Слышала о бретонском Анку,который даже женится. Читала и рассказ,где смерть -это молодая девушка (увы забыла и автора и название((). Встречалось мне и упоминание Венской смерти - там это мужчина и довольно привлекательный. Удачно этот образ обыгран в мюзикле "Элизабет", и при обсуждении,часто ссылаются на "традиционное видение смерти в Вене", Так ккакое же это традиционное? Мб кто-то знает. А еще интересно -когда же персонификацция стала мрачным скелетом и когда вновь обрела романтические черты? Также встречалось упоминание о том,что скелетом изначально изображалась Чума,а не Смерть вообще. Но потом образы слились...
Буду признательна за информацию.

@темы: Тени смерти, дискуссии, помощь

12:46 

Танатос

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Танатос, Фанат (Q a n a t o z) - бог-олицетворение смерти, сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.
У Танатоса есть жилище в тартаре (на краю света), однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу.
Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах, в скульптурах и на картинах можно видеть их изображения.
Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке (факел часто перевернут вниз что так же указывает на отсутствие огня, искры жизни. Так например на некоторых провинциальных монетах Рима чеканящихся в греческих городах он помещен именно в такую композицию).

Часто изображается как черный или более темный мальчик, юноша рядом с белым мальчиком Гипносом.
+читать+

@темы: поверья и приметы, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

19:22 

Лев

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
"The power of God and guarded the tomb against evil spirits"

Среди надгробий тоже есть своя мода. Тот же Ангел горя встречается во многих уголках мира: от Подмосковья до берегов Соединенных штатов. Или плакальщица (подборка которой тоже будет в свое время). Сегодня же хочется продемонстрировать схожие скульптуры львов на кладбищах Лондона и в разных странах.
Но для начала стоит вспомнить об одной из древних могил с этим животным на монументе. В Древней Греции лев часто присутствовал на некрополях. Но для примера было выбрано самое интересное захоронение.

Более двух тысяч лет назад, город Фивы в Греции содержал армию из 300 молодых мужчин, состоящую из 150 пар преданных друг другу любовников. Подразделение, называемое Священная Когорта (Sacred Band), было основано на благородных принципах мужества и воинской чести, и стало на некоторое время мощнейшей, в расчете на человека, боевой единицей в Греческом мире; но в конце концов было побеждено Александром Македонским (или его отцом), потому что воины присягали никогда не сдаваться или отступать независимо от соотношения сил. Александр, согласно историку Арриану, призвал Священную Когорту сдаться, надеясь пощадить их за их стойкость, но они отвергли все условия, даже "почетное перемирие" (settlement with honor).
[из другого источника: "...когда победитель, Филипп Македонский (отец Александра), осматривал поле битвы и увидел, что у всех 300 были смертельные раны в груди, он не мог сдержать слез и сказал: "горе тем, кто плохо о них думает" ("woe to them who think evil of such men") - Плутарх, Pelopidas 18]
Только мужчины, преданные другому мужчине на всю жизнь, принимались в Священную Когорту, и только если оба решали вступить в нее. Когорта создавалась в предположении, что солдат будет воевать мужественнее в присутствии своего любовника, и что трусость или нечестность будут немыслимы по отношению к тем, чье отношение особенно ценится; что у любовников, воюющих рука об руку моральный дух будет, естественно, выше попросту от присутствия рядом другого, и они будут воевать более стойко для защиты друг друга, и что духовная сила армии, состоящей из молодых парней, присягнувших на верность друг другу в присутствии богов, превзойдет любое другое подразделение.

Филипп похоронил их с честью и повелел воздвигнуть над могилой монумент льва (Lion of Chaeronea). Гигантское мраморное животное было найдено в 1890 году и к 1902 отреставрировано. На месте раскопок нашли копья и щиты (на многих из них были выгравированы сразу два мужских имени). Кроме оружия нашли и останки тел - 254.
Вернемся к надгробию со спящим львом. Считается, что животное пришло на кладбища из Ватикана. В соборе святого Петра есть надгробие Климента XIII авторства Антонио Кановы. Скульптурная композиция создавалась с 1783 по 1792гг. Внизу располагаются два льва: бдительный и спящий.

Хайгейт (Западная часть): На могиле владельца зверинца Джорджа Вумвелла (1777-1850) дремлет его любимый лев Нерон, славившийся при жизни благоразумием и мирным нравом, да к тому же наверняка принесший своему хозяину немало прибыли. (Из "Кладбищенских историй")
Хозяин знаменитого в Викторианскую эпоху передвижного зверинца, занимавшего в переездах 15 железнодорожных вагонов. Вумвелл был известен как оборотистый делец. Однажды он был приглашен ко двору принца Альберта, чтобы установить причину гибели собак принца. На вопрос, что бы он хотел получить в награду за свои услуги, Вумвелл ответил: «Что можно дать человеку, у которого есть все?» Тогда принц Альберт подарил ему дубовый гроб, который Вумвелл стал показывать на ярмарках вместе со своим зверинцем, но за отдельную плату.

Brompton cemetery. Джону "Джентльмен" Джексон (1769-1845) - чемпиону по боксу.


Abney Park Cemetery. Richard Charles Bostock


Kensal Green cemetery


+Много и красиво+

Все привыкли к образу Смерти на бледном коне, а вот в Мюнхене в Bavarian National Museum есть такая скульптура:


Показать всех львов, спящих на кладбищах мира, почти невозможно. Огромное количество таких статуй встречаются и просто на улицах городов.
Если же вы еще видите/знаете похожие статуи царственного животного, то расскажите о них в комментариях.

@темы: California, Louisiana, Massachusetts, New York, Ohio, Лондонские кладбища, американские некрополи, венгерские кладбища, греческие кладбища, древние захоронения, европейские кладбища, история скульптуры, канадские кладбища, кладбища Санкт-Петербурга, кладбища Южной и Центральной Америки, обряды и традиции, погребальные сооружения

19:13 

Как связаны королева-воительница и Гарри Поттер

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
«Ненависть, словно вы­рвавшаяся из бездны, соответствовала степени жестоко­сти завоевания. Это восстание было похоже на крик ярос­ти и гнева против неодолимого завоевания, который словно придавал бриттам силы. Немецкий историк Ранке назвал Боудикку "яростной, искренней и ужасной". Па­мятник ей на набережной Темзы напротив Биг Бена напоминает нам о том суровом призыве победить или умереть, который звучит в веках».
Уинстон Черчилль.


Боудикка (Боудика, кельт. Boudic(c)a, неточная римская передача Боадицея, лат. Boadicea, ум. 61г.)

Боудикка была женой вождя иценов - кельтского племени, обитавшего на восточном побережье Британии. Согласно римскому историку Кассию Диону, она была "рослой, устрашающего вида, со свирепым взглядом и хриплым голосом; космы ее огненно-рыжих волос свисали до бедер, на шее она носила массивное золотое ожерелье". Боудикка была умна, люди любили ее.
За двадцать лет до того, как она взошла на престол, римский император Клавдий завоевал большую часть территории Британии. По условиям договора Рима с иценами, король Прасутаг, муж Боудикки, мог править своими землями до самой смерти, но после они должны были перейти под владычество римлян. Прасутаг умер около 60 г., и римляне быстро захватили его владения. Согласно древним историкам, они проявили необузданную алчность и жестоко обошлись с новыми подданными. Боудикку и ее дочерей избили и обесчестили, а затем изгнали.
Римляне недооценили королеву, допустив ошибку, за которую впоследствии дорого поплатились. Боудикка убедила правителей соседних территорий восстать против захватчиков. Союзники королевы быстро собрали крупное войско, во главе которого стала она сама.
Павел, командующий римскими войсками в Британии, был в отъезде, что сыграло на руку Боудикке. Ее армия свирепствовала, подвергая пленных римлян тем же унижениям, которые еще недавно терпели кельты. Ряд римских поселений был сожжен, кампания завершилась захватом и уничтожением крупного города Лондиниума (Лондона).
Римляне стянули войска, чтобы подавить восстание, но, уступая противнику по численности, решили разбить лагерь в нескольких километрах от войска Боудикки. Королева немедленно напала на ненавистных врагов. Несмотря на численный перевес, ее воины не могли тягаться с организованными и опытными римлянами, которые остановили первый натиск кельтов градом метательных копий, а затем сами пошли в атаку. Чтобы не попасть в плен к врагу, Боудикка покончила с собой.
Боудикка правила своим народом всего лишь год, но стала легендарной исторической фигурой, проявив доблесть в восстании, изначально обреченном на провал.


Место ее захоронения долго будоражило (и продолжает это делать) умы археологов. Были даже версии, что сам Стоунхендж воздвигнут в честь королевы бриттов. По другой легенде могила располагалась на Парламентском холме в районе Хэмпстеда. Но длительные археологические раскопки в конце XIX века не дали подтверждение - найденные захоронения датировались задолго до римских времен.
Склеивая лоскутки истории, пытаясь найти точные координаты, искатели решили, что надо искать около места последней битвы, а это район станции Кинг-Кросс. В 1988 на этом месте происходили ремонтные работы и подрядчики нашли скелет, который позже определили как женский. Естественно, это еще больше укоренило легенду в городском фольклоре.
Стоит отметить, что захоронение нашли между 9 и 10 платформой - именно в том месте, где Гарри Поттер ждал поезд в Хогвартс.
Несмотря на то, что в свое время Боудикка приказала вырезать весь Лондон, рядом с Кинг-Кросс можно найти улицу в ее честь и памятник.
Городские легенды рассказывают, что по ночам можно встретить троих женщин в странных рваных одеждах, бродящих вокруг вокзала. Но все же с ними лучше не сталкиваться лицом к лицу.

@темы: Haunted, древние захоронения

11:03 

Sydney, Australia, taken in a graveyard.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Не нашлось точное месторасположение.
Что-то есть в этой скульптурной композиции.


Waverley cemetery


@темы: погребальные сооружения, австралийские кладбища

20:11 

Saint Kevin (Glendalough) cemetery, County Wicklow, Ireland

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


В стороне от деревни Лараг это кладбище расположено на древней монастырской земле ирландского монастыря, от которого остались руины. Некрополь все еще используется, и большинство надгробий в хорошем состоянии. Очень живописное месторасположение: ущелье Уиклоу и долина реки за погостом. Именно сюда в начале шестого пришел жить жизнью отшельника святой Кевин.
Кевин Глендалохский (Kevin) (ок. 498-618), отшельник, игумен, преподобный, чудотворец Ирландский. Один из святых покровителей Дублина. Могила утеряна.
Память 3 июня
Святой родился около 498 года (и жил до 120 лет) в краю Лейнстер (около Ратдрума), в Ирландии, в семье высоких дворян Коэмлога (Coemlog) и Коэмеллы (Coemell), быть может – членов королевского дома Лейнстера.
Кевин удалился в таинственную глушь долины Глендалу/Глендалох, где многие годы провел в пещере, живя в полном одиночестве и исповедуя крайний аскетизм. Со временем он собрал вокруг себя группу благочестивых людей, подвигнувших его на строительство монастыря, руины которого уцелели до сих пор и посещаются множеством туристов и паломников. Слава Кевина широко разошлась по стране, он принимал у себя множество людей, так что Глендалу превратился и настоящий центр, школу мистического религиозного знания и послуш­ничества, где священнослужители учились добродетели и самоотречению. В 1398-м году английские солдаты изгнали из него последних монахов, после чего он стал церковью местного значения и местом паломничества.
Св. Кевин, как и другие ирландские святые, жил в гармонии с природой и общался с дикими животными. Известен рассказ о том, как однажды черный дрозд свил гнездо на руках святого, вознесенных в долгой молитве! Художники на протяжении длительного времени любили изображать этот сюжет из жития святого. По преданию, было время, когда преподобный Кевин кормил свою братию лососем. Рыбу приносила ему прирученная им выдра!
Св. Кевин, будучи настоятелем обители Глендалох, удалился в затвор ради отшельнической жизни, но через четыре года ученики уговорили его вернуться в монастырь. В обители святой остался до конца жизни. Св. Кевин имел обыкновение каждый день молиться в пруду, стоя по пояс в воде на протяжении целого часа. Ему неоднократно помогали ангелы, спасая в трудную минуту. Святой с помощью ангела одолел водное чудовище (возможно, беса).

Вероятно, самый знаменитый ученик в Глендалу — святой Лаврентий О’Тул, позднее архиепископ Дублина. Его называют великим ученым. Своими качествами патриот и святой обязан школе, которую он прошел в Глендалу. Даже после того, как он стал исполнять обязанности архиепископа, каждый великий пост Лаврентий удалялся из города и проводил в пещере над озером, той самой, где так долго жил святой Кевин. Таинственные руины в Глендалу являют собой живописное и безмятежное зрелище. На территории бывшего монастыря на­ходятся главный собор, собор, построенный во времена святого Кевина, Круглая башня высотой около тридцати мет­ров, строение под названием «кухня св. Кевина» (его лич­ная молельня и келья), а также церковь Богородицы, которую Кевин, подобно многим ирландским святым, особенно почитал.
-- церковь святого Кевина.
Двадцатиминутная прогулка через лес приведет вас к двум озерам, давшим название местности (Глендалу оз­начает «долина двух озер»). Рядом находится Кахер — загадочное место, обнесенное каменной оградой, с простым крестом рядом. Отсюда открывается вид на верхнее озеро, горы и лес, где есть кресты, храмы и пещера святого Кевина.


Меня завораживает это место.




Башня


Высота: 30,48м
Окна: 8
Дверь от земли: 3,45м

На кладбище можно найти вот такой вот крест святого Кевина

Один из лучше всего сохранившихся Высоких крестов в Глендалохе. Вероятно гранитный крест когда-то отмечал границу монастырского кладбища.
Есть поверье: обнимите крест (как на фото) или обойдите его три раза по часовой стрелке, загадав желание.

@настроение: Irish round towers

@темы: поверья и приметы, ирландские кладбища, древние захоронения

12:29 

Заметка

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пишет karaoken:
Memento mori (помни о смерти)
Немецкое католическое, деревенское кладбище, на мой взгляд, можно смело показывать туристам, как местную достопримечательность.
Каждая зажиточная семья имеет на кладбище свою могилу. Первое захоронение делается глубоко, с расчетом, вместить в кусочек примерной площадью 2 метра на метр, 3-4 поколения семьи. Когда я думаю, что на этом клочке с этим самым же памятником, буду когда-нибудь лежать и я, а затем и мои потомки, и менятся будет лишь надпись на нагробном камне, добавляя годы моей жизни и смерти, мне становится не по себе...
Круглый год у надгробий растут живые цветы. Иногда, у меня появляется чувство, что это не кладбище, а цветочная оранжерея. Здесь немцы не экономят. Каких только диковинных цветов тут не увидишь! А композиция? это целый ландшафтный мини-дизайн. Каждый раз придумывают что-то новое. Одни цветы отцветают, высаживают другие.
1 ноября - день, когда живые навещают мертвых. Так получилось, что я ответственная за семейное нагробие. Сегодня я там снова была. И опять позади планеты всей. Уже почти все подготовили могилы к Дню поминовения, хотя в запасе почти неделя.
Летом, когда русские люди ездят на дачи на поливку, я езжу на поливку могилы. Если по каким то причинам я немного запускаю это дело, раздается телефонный звонок. И приятный, вежливый голос сообщает мне, что полил мои цветы (тонкий намёк на то, что мне туда пора ехать)
Трава здесь, точно не растет. Ведь вокруг не земля, а гравий. Сорняки, прорывающиеся иногда возле надгробия, сиеминутно выдераются.
Местное сарафанное радио начинает свою работу на клабище. Все сплетницы собираются именно тут. Начинают, обычно, со смотра чужих могил, а затем плавно переходят на местные новости. Я стараюсь в "час пик" на кладбище не заезжать. Если мне не везёт с определением этого "часа пик", в лучшем случае задержусь на час, в худшем - на два.
На каждой могиле стоит латерна и чаша с церковной водой. По вечерам, особенно в религионзные праздники, зажигают свечи. Так как дружелюбные немцы зажигают свечи и окрапляют святой водой и чужие могилы, надо следить и за тем, чтобы и того и другого было в достатке.
Казалось бы, зима на носу, скоро выпадет снег, заметёт под 3 метра. Зачем новые цветы? Ответ у немцев простой - так положено. Кроме живых цветов, к 1 ноября , нужен специальный венок из природного материала. Правда, до весны, работы на кладбище на этом заканчиваются.
Вопрос "дети и кладбище" здесь не обсуждают. Ответ однозначный и дискуссии не подлежит - водить. Так что, о смерти здесь задумываются рано. А что думаете вы по этому вопросу?

@темы: обряды и традиции, немецкие кладбища

16:14 

Река как символ смерти. Погребальная ладья

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir




Со знаком реки и переправы связана загадка другого символа, также повторяющегося в разных культурах: знака ладьи в потустороннем мире. «Ладья мертвых присутствует во всех цивилизациях» (Ж. Шевалье, А. Шербрант. Словарь символов). По словам немецкого исследователя, «едва ли можно найти крупную часть населения Земли, где не имелась бы вера в корабль душ».
Знак этот, напоминающий о реке, что преграждает путь в потустороннем мире, повсеместен. Не только территориально, но и во времени. Самый ранний, он — в глиняных моделях лодок древнейших египетских погребений. «Судя по форме челноков,— пишет исследователь,— они, по-видимому, всегда использовались с какими-то культовыми или религиозными целями».
читать дальше

+Ладья в погребальной обрядности (статья)+

@темы: погребальные сооружения, обряды и традиции, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

14:53 

Лабиринт.

~Элен~ [DELETED user]

...Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное — времени, можно как-то совместить и то и это, приладить их друг к другу, развить или истончить зло в добро, ничего не отбрасывая. Мне кажется, это тяжкая ошибка... Пути нашего мира — не радиусы, по которым рано или поздно доберешься до центра. Что ни час, нас поджидает развилка, и приходится делать выбор.
К.С. Льюис

Некоторое время слово "лабиринт" считали производным от греческого λαύρα – улица, узкий проход. Другие исследователи видят в нём икажённое наименование одного древних сооружений подобного рода – Лопе-ро-унт – Храм при входе в озеро. Определение 1). Термин, которым античные авторы (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли сооружения со сложным и запутанным планом. Древние писатели сообщают о нескольких Л.: критском, построенном, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кносе); египетском около Файюма (в северном Египте), построенном, возможно, при фараоне Аменемхете III (19 в. до н. э.) и насчитывавшем ок. 3 тыс. помещений; самосском, построенном по приказу тирана Поликрата (6 в. до н. э.), и италийском в г. Клузий (совр. Кьюси), являвшемся, вероятно, гробницей этрусского царя Порсены (6 в. до н. э.). 2). Л. в регулярных парках 17—18 вв. — участок с затейливым расположением узких дорожек между высокими стенками стриженых кустов. 3). В переносном смысле Л. — сложное, запутанное расположение или переплетение (например, Л. улиц), а также запутанные положения, отношения, из которых трудно найти выход («лабиринт противоречий»). 4). Лабиринты северные, принятое в науке название древних наземных сооружений, сложенных из небольших (до 40 см) диких камней, образующих извивающиеся линии, которые в целом составляют фигуру овала или круга диаметром до 10 м, с извилистыми дорожками внутри него. Известны в Норвегии, Дании, Швеции и СССР (Кольский полуостров, Карелия, Соловецкие острова и Эстония). Располагаются на островах, полуостровах и близ морских бухт. Возникли в 1-м тыс. до н. э. Л., по-видимому, предназначались для магических обрядов в целях успешной рыбной ловли. "Название, обозначавшее у древних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землей или построенных выше её поверхности, зал, камер, дворов и переходов, имеющих сообщение между собой и расположенных по столь сложному и запутанному плану, что незнакомый близко с его устройством легко может заблудиться в нем и не найти выхода из него".

Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба. Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы. Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum). Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир - царство Великой Матери в её пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина. Лабиринт охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой Лабиринта, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте. Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему. Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить - это «веревка, ведущая к небу», которой связано все и которая пронизывает все в этом мире.

Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр - это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с «Танцем Журавля», в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти - возродиться.

Очень интересная статья: О семантике каменных лабиринтов севера.

Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему — это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции.
Делия Стейнберг Гусман

@темы: древние захоронения, поверья и приметы, цитаты, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

16:03 

Суеверия викторианской Англии

~Элен~ [DELETED user]

photo by caramelina

+тык+

Авторы книги пересказывают для русской аудитории легенды, приметы, сказки и баллады, популярные в Англии XIX века. Быт англичан показан здесь через призму обычаев и суеверий. Вся жизнь подданного Британской империи с момента рождения и до смерти сопровождалась незыблемыми традициями и обрядами, многие из которых вызывают сегодня смех и недоумение. Издание рассчитано на широкий круг читателей, но в первую очередь на тех, кто увлекается историей XIX века, мифологией, фольклором, а также мистикой и суевериями. Книга не имеет аналогов и вызовет интерес у специалистов: филологов, историков и переводчиков, вынужденных вести самостоятельный поиск материала среди многочисленных зарубежных научных публикаций. Тема британского фольклора в повседневности викторианской эпохи затрагивается для русского читателя впервые. Большая часть материалов ранее на русский язык не переводилась. Вас ждет увлекательное чтение о восприятии мира, праздниках, свадьбах и гаданиях, рождении и смерти, бытовые и профессиональные суеверия и многое другое.
Одного из соавторов вы могли видеть в публикациях нашего администратора, который делал перепосты подходящего материала из блога Баньши.
Мне книга только пришла - отзыв дать пока не могу.
Оставлю впечатления самого автора.

Пишет b_a_n_s_h_e_e
Суеверия викторианской Англии
На этот Хэллоуин я не буду писать страшных историй. Я просто расскажу вам о книге, которая вышла в свет в самый подходящий день в году. Потому что она об английском быте и традициях, приметах, суевериях, фольклорных существах и прочих очаровательных вещах. И эта книга наша, michletistka и моя. Встречайте "Суеверия викторианской Англии"!
Наша книга была опубликована в издательстве Центрполиграф и скоро (по крайней мере, мы надеемся) появится в магазинах, обычных и онлайн. Можно выдохнуть. Мы это сделали. И огромное, просто гигантское спасибо Елене Первушиной elpervushina , без участия которой ничего бы не получилось. А eglaine и arvenundomiel как следует ее вычитали и отредактировали, за что им тоже честь и хвала.
Выдержки из книги я уже частично публиковала здесь - это и приметы, связанные с одеждой и едой, и рождественские традиции, и фейри, и привидения всех мастей. Кроме того, туда вошли переводы английских баллад и народной поэзии, которыми Мишлетистка давно радовала своих читателей. Однако большая часть материалов ранее нигде не публиковалась, так что вы обязательно найдете там что-то новенькое.
Но это еще не все. Мы постарались, чтобы из нашей книги можно было получить представление не только об английском фольклоре и бытовых суевериях 19 века, но и о жизни англичан вообще - о свадьбах и разводах, родах и крестинах, трауре и кладбищах, еде и уборке по дому, о гигиене и медицине. Словом, обо всем том, что нужно знать, чтобы как можно лучше понять, откуда взялись приметы и кто в них верил. Так что процентов на 60 книга о суевериях, приметах и традициях, оставшиеся 40 посвящены повседневной жизни викторианской Англии. В общем, и то, и другое, и можно без хлеба.
Еще там есть хорошая библиография. А если вам нужно будет узнать подробнее, что я откуда взяла, пишите. Я назову вам источник, может даже номер страницы.
Кроме того, книга отлично проиллюстрирована гравюрами из "Панча", старинных книг и журналов. Правда, в руках я ее еще не держала, зато я отбирала для нее иллюстрации. Надеюсь, они отпечатались хорошо. Нам очень хотелось, чтобы книга была как можно информативнее и прекраснее. Ну, вы нас знаете, да? :))) Мы маньяки.

@темы: Библиотека Вампира с Хайгейта, обряды и традиции, поверья и приметы, смерть и викторианцы

19:24 

Kostnice. Путешествие по чешским криптам и оссуариям...

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Мы уже рассказывали о крипте капуцинов Брно. Теперь пришло время познакомить вас с местным оссуарием.
St. James Church (Kostnice Sv. Jakuba), Brno

Готовясь ко Дню города в начале 2000 годов, было принято решение провести реконструкцию старой части Брно. Но перед этим надлежало провести археологические раскопки. Исследование площади святого Якуба привело к неожиданному открытию: подземная средневековая крипта была забита около 50 000 скелетами. Когда-то они были сложены в аккуратные ряды, но подземные воды и грязь затопили склеп и перемешали тысячи костей.
Останки датируются приблизительно 1600 и 1700 годами. Как полагают ученые, кости были выкопаны со старого кладбища, чтобы освободить место для новых захоронений – вполне обычная причина возникновения костниц и оссуариев, надо заметить.
По окраске костей и черепов ученые смогли определить, от каких болезней умерли многие из этих людей. Хотя все кости имеют желтый оттенок – они никогда не подвергались воздействию солнечного света – интенсивность этого цвета говорит о смерти от холеры, а красный оттенок – о смерти от чумы.
То, что вы видите на фотографиях – работа археологов. Власти приняли решение привести место в порядок: разложить кости, по возможности справиться с антисанитарией и укрепить помещение во избежание новых затоплений.
Крипта должна была открыться для посетителей в 2010-2011 годах. Но насколько мне известно, в конце того года работы еще велись.
приблизительно так там работают
сам костел
Об этом костеле существует несколько старинных легенд. Одна из них повествует о злодее, который после богослужения спрятался внутри костела и ночью стал красть все, что мог унести. Когда же очередь дошла до деревянной статуи Девы Марии, она схватила его за протянутую руку. Да так крепко, что злодей на мог высвободиться и сидел целую ночь, тресясь от страха, пока утром его не нашел удивленный приходский священник. Однако же статуя держала его так крепко, что он не мог и двинуться, не то, чтобы освободиться. Ничего не оставалось, как отрубить ему руку, что и было сделано. Собравшийся поглядеть на чудо народ решил повесить её у входа, чтобы она напоминала всем о восьмой Божьей заповеди «Не укради». Злодей потом раскаялся, а рука его висит в костеле до сих пор.

-небольшая статья-

Вамберецкие мумии в подземельях Броумовского монастыря

В просторных подземельях монастыря в Броумове покоятся 34 мумии, первоначально находившихся в гробнице приходского костела святого Прокопа в Вамберке. В середине 80-х годов в непосредственной близости костела проходили земляные работы, в время которых была нарушена система канализации и сточные воды проникли в подземные помещения. В результате изменения климатических условий (главным образом повышению влажности) некоторые мумии начали портиться. Другие были в значительной стадии разложения и должны были быть похоронены в земле. Из первоначальных примерно 50 мумий удалось сохранить 34, которые были временно размещены в депозитарии филиала районного музея Орлицких гор в Вамберке. В брумловский монастырь их привезли в 2000 году. Среди мумий взрослых людей есть и две детские. Экспозицию Вамберских мумий можно посетить за дополнительную плату после осмотра монастыря. ©
Панорама.

-Костницы-

Когда говорят «костница», то все сразу представляют церковь около Кутна-горы. Однако, костниц в Чехии достаточно и без нее. Просто она более раскручена в интернет-пространстве.
И сейчас мы не будем в который раз трогать оссуарий Седлеца (информации и фотографий по нему у нас достаточно), а вспомним о его незаслуженно забытых чешских собратьях.
Melnik, ossuary (Kostnice)

Krtiny, charnel (Kostnice)

Mouřenec, ossuary (Kostnice)

Kostel svatého Jakuba Staršího (Letařovice)

Zdislavice, ossuary chapel (Kostnice)

Mikulov, kostel sv. Václava ossuary (Kostnice)

В Колине при храме св. Бартоломея|Kolín, st. Bartholomew church

©
Костехранилище в Колине впервые откроется для туристов после ремонта
В то время как костехранилище в Седлеце посещают тысячи туристов за год, склеп у костёла св. Варфоломея в Колине до недавнего времени был закрыт на самую масштабную реконструкцию за последние десятилетия. Но скоро это изменится и отреставрированное костехранилище примет первых туристов.
Руководство города с открытием склепа рассчитывает повысить привлекательность и посещаемость Колина.
«Хотя наше костехранилище меньше седлецкого, оно оформлено возможно более интересной иконографией. Здесь заметнее влияние стиля барокко», — говорит Владимир Ришлинк, директор Регионального музея в Колине.
Склеп в Колине, например, имеет двойной потолок. Нижний свод с отверстиями украшен черепами, которые «смотрят» наверх на изображение архангела Михаила, зовущего на Страшный суд. Все скелетные инсталляции, по мнению Ришлинка, посыл к латинскому mementо mori – помни о смерти, что должно было понуждать людей задуваться о смысле земной жизни.
На гипсе у входа в склеп можно заметить имена солдат, участвовавших в битве при Колине 18 июня 1757 во время Семилетней войны. «Солдаты тогда расположились возле костёла и видимо оставили эти надписи», — говорит Ришлинк.
Другую историю о скелете у входа, который по легенде принадлежит студенту, погибшему на баррикадах в Праге в 1848 он опровергает, так как скелетные останки явно от нескольких людей.
Костехранилище было возведено в 1733 по проекту неизвестного архитектора на фундаменте готической угловой башни. Кости привезли со старого кладбища св. Варфоломея. Все скелетные украшения в своё время были упакованы в ящики и направлены на восстановление сотрудниками Национального музея.
Костехранилище вместе с костёлом св. Варфоломея находились в очень плохом состоянии пока в декабре прошлого года не началась их масштабная реконструкция. Также в проект реконструкции были включены готическая колокольня и приходская школа 1345 года, предусмотрены работы по озеленению. На эти цели город получил субсидию от Министерства регионального развития, покрывающую 90% стоимости работ (все они оцениваются в 85 млн крон, из которых 13,5 млн – реставрация костехранилища). ©

Говорят, что костницы есть еще в Кбелницах (Kbelnice) и Малине (Malín).



Klatovy, Katakomby Klatovy, Church of the Virgin's Immaculate Conception and St. Ignatius

Сайт и Галерея
Королевский город Клатови (Klatovy), расположенный на реке Брадлавке, у Чешского леса, был основан в 60-х годах XIII века королем Пржемыслом Оттокаром II и к XVI веку был одним из самых богатых и крупных городов Чехии, чему во многом способствовало его расположение на торговом пути из Чехии в Баварию. После гуситских войн, в которых город принял сторону повстанцев, он продолжал развиваться и в XVI веке украсился рядом архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней, таких как Черная и Белая башни, ратуша и новые дома города.
Основным достопримечательностями города Клатови являются две башни – Черная башня (Černá věž), высотой 81 метр, сооруженная в 1547 – 1557 годах и Белая башня (Bílá věž), которую построили в 1581 году, как часть костела Рождества Девы Марии (kostel Narození Panny Marie). Эта башня использовалась, как колокольня, в 1758 году она сгорела, но впоследствии была отстроена. Высота ее составляет 60 метров. Сама церковь построена в готическом стиле и примечательна прекрасными фресками.
Клатови (Klatovy)
В 1656 году была построена иезуитская церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Св. Игнатия (kostel Neposkvrněného početí Panny Marie a svatého Ignáce), в катакомбах которой находятся мумифицированные тела иезуитов и местных дворян. Во время туристического сезона в сюда открыт доступ. Первые склепы здесь появились ещё до окончания строительства, в 1670-х годах. Император Иосиф II своим указом запретил захоронения в катакомбах. В подземелье действует хитроумная система вентиляции, поэтому останки мумифицировались при постоянной температуре. Покоятся здесь около 200 человек, сохранилось 30 мумий, они находятся в стеклянных раках.

Kostnice, Nížkov

+Альбом+

Костница датируется 1708-1709 годами. Здесь покоятся кости около 7000 солдат из Баварии, Пруссии и Франции. Согласно легенде, так витиевато кости сложил слепой юноша.



Velka Losenice
+Альбом+


Putim

@темы: чешские кладбища/Кладбища Праги, мумии, катакомбы, загадки и мистика некрополей, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

11:04 

Перуанские оссуарии.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Lampa, Peru ossuary tomb of Enrique Torres Belon



+Наша подборка+

Под гробницей располагаются катакомбы. А что касаемо самой могилы дона Белона, то ее «украшают» останки испанских рабочих, которые трудились на золотой жиле неподалеку.
Энрике Торрес Белон был известным горным инженером и политиком. В его честь назван местный стадион. Умер он в 1969 году, поэтому можно сделать вывод, что это один из самых молодых оссуариев в мире.
Неподкосов "Символ "Мертвая голова":
Самое необычное использование костницы в качестве индивидуальной могилы находится в церкви Апостола Сантьяго, в небольшой Андской деревне Лампы, Перу. Один из самых уникальных погребальных памятников — это место погребения Эирике Торреса Белона, местного политика и предпринимателя. Этот любопытный могильный шедевр, почти неизвестный за пределами региона, был построен за счет горнодобытчика в 60-х годах XX в. Белой проследил свое происхождение от испанских дворян, которые основали Лампу в XVI в. как шахтерский город по добыче серебра. Это наследство привело к его богатству и благополучию местных жителей. Когда стареющая местная церковь стала нуждаться в реставрации, он предложил финансировать строительные работы, при условии, что в церкви будет устроен фамильный склеп. Белон пожелал, чтобы скелетные останки его предков откапывались и использовались для украшения его гробницы и гробницы жены. В результате более 2000 черепов были извлечены из могил и уложены в бункере под церковью глубиной 10 м.

Здесь также насчитывается пятьдесят композиций с полными скелетами. Отмстим, что каждому из них были даны по два черепа, один в профиль на другом. Скелеты также не имеют рук или ног. Намерения Белона использовать подобные анатомические преувеличения неизвестны, но вполне возможно, что череп на черепе может символизировать победу духовного мира над материальным. Строительство с вложением крупных средств предпринимателя было завершено в начале 1968 г..

Склеп находится в нижней части церкви, скелеты расположены в двух регистрах, вызывая ассоциации с жутким «танцем смерти» вдоль стены. Они окаймлены рядами черепов, иногда вперемежку с костями. Снаружи склеп представляет собой крупный и простой каменный купол, увенчанный алюминиевой копией Пьеты работы Микеланджело (статуи Богородицы, оплакивающей Спасителя) непосредственно под дном в крыше церкви. Это интересное сопоставление внутреннего и внешнего содержаний является не случайным: в целом гробница предлагает различные метафоры. Внутренняя символика — мрак смерти, а Пьета — свет, льющийся со дна. Сочетание двух компонентов гробницы следует рассматривать как идею о том, что смертельное тление преодолевается через веру и духовное просветление.

***
Лампы — небольшой и отдаленный город, населен в основном коренными народами Анд, и склеп горнодобытчика стал частью местного фольклора и предметом суеверий. Перед куполом воздвигнут жертвенник-стол. Здесь отмечаются два официальных праздника, провозглашенных в церкви: 12 июля и 16 октября, дата рождения и смерти Белона, что имеет определенное сходство с мессой, проводимой во многих костницах на День Всех Душ. За этим престолом расположено небольшое окно, в котором традиционно размещены пять черепов и неофициальные приношения им — конфеты, сигареты и листья коки. Они часто делаются местными жителями, которые полагают, что души мертвых в могиле могут выступать в качестве посредников в их жизни, предоставлять им услуги или облегчить страдания.
Официально традицию запретили в 2009г.

Skulls at the Church of Santiago Apostol, Lampa, Peru


Lima, Peru ossuary (osario) at the Monastery of San Francisco

Расположенный в центре города монастырь был построен в 1774 году. Его катакомбы стали последним приютом для 25 тысяч (по другим источникам - 70 тыс.) жителей Лимы. Монастырские катакомбы соединены лабиринтом с другими оссуариями, расположенными на разных концах Лимы.
Монастырский склеп был обнаружен в 1943 году (или в 1951). Захоронения проводились до 1808 года. Стены оссуария настолько крепки, что выдержали многочисленные землетрясения.

Lima, Peru sacerdotal skulls, crypt in Cathedral

Большой склеп в катакомбах кафедрального собора Сан-Франциско в Лиме. Черепа за стеклом можно увидеть и в небольших церквях города.

@темы: погребальные сооружения, перуанские кладбища, кладбища Южной и Центральной Америки, катакомбы, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

18:10 

Ганс Гейнц Эверс

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Ганс Гейнц Эверс (нем. Hanns Heinz Ewers; 3 ноября 1871, Дюссельдорф — 12 июня 1943, Берлин) — немецкий писатель и поэт, автор мистических рассказов и романов готической направленности. Среди наиболее известных произведений: «Паук», «Альрауне», «Смерть барона фон Фриделя», завершение неоконченного романа Шиллера «Духовидец».
Эверс начинал свой творческий путь с кабаре и публикации сказок и фельетонов. В 1910-е стали выходить его первые романы, принёсшие ему славу в среде декадентов. Эверс оказал большое влияние на западную фантастику первой половины XX века, сам он считал себя наследником Эдгара По и Оскара Уайльда. В 1913 году по его сценарию был снят фильм «Пражский студент». Дружил с Алистером Кроули.
В 1920-е гг. Эверс заинтересовался национал-социализмом, в частности, его идеями германского национализма и общими ницшеанско-оккультными нюансами философии национал-социалистов (эти симпатии позже сказались на негативном отношении к Эверсу после войны, в результате чего его сочинения оказались вычеркнуты из германской литературы). В 1932 году написал роман «Хорст Вессель» о командире нацистских штурмовиков, по которому в 1933 году был снят фильм (главный герой фильма и сам фильм были переименованы по настоянию Геббельса в «Ханс Вестмар»). В 1934 году Эверс стал председателем Германского Союза писателей. После «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 большая часть книг Эверса, как писателя-гомосексуалиста, кроме «Хорста Весселя» и «Всадника немецкой ночи» была запрещена в Германии. В конце жизни Эверса печатали крайне мало, и умер он в бедности.
Лавкрафт в своей статье «Ужас и сверхъестественное в литературе», говорит о Гансе Эверсе следующие слова:
В наше время немецкую литературу ужаса с честью представляет Ганс Гейнц Эверс, который обосновывает свои темные концепции отличным знанием психологии. Романы вроде «Ученика колдуна» и «Альрауне», рассказы типа «Паука» имеют определенные достоинства, относящие их к классике жанра.

Сад, паук, мертвый немец, живой труп и его любовник
Классик литературы «хоррора» Ганс Гейнц Эверс

еще
список всей прозы

@темы: Из дневников сержанта Бертрана, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

12:45 

Оссуарии, катакомбы, мумии, костницы. Подборка

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Россия:
- Даниловский монастырь, Москва
- Зачатьевский монастырь, Москва
- Костница Свято-Успенского монастыря, Старица, Тверская область
- Костница, Муром, Владимирская область
- Монастырь Иоанна Богослова в Пощупово, Рязанская область

Европа:
- Австрийские оссуарии
- Темная сторона Вены
- Немецкие оссуарии
- Швейцарские оссуарии
- Португальские оссуарии
- Мумии Дублина
- Сербия. Челе-Кула. Башня черепов
- Киево-печерская лавра, Украина
- Греческие оссуарии. Афон
- Церковь св. Недели, Батак (Болгария)
- Монастырь. Румыния
- Склеп церкви доминиканцев, Вац, Венгрия
- Chapel of Skulls, Czermna, Poland
- Церковь св. Казимира, Краков
- Подземелья костела Святого Духа (Вильнюс, Литва)
- Подборка разных европейских оссуариев
- Оссуарии Великобритании
- Heavenly bodies by Paul Koudounaris

Италия:
- Итальянские оссуарии
- Темная сторона Рима
- Темная сторона Неаполя
- Церковь св. Георгия, Монселиче (Венеция)
- Музей мумий, Ферентилло (Италия)
- Церковь мертвых, Урбания (Италия)
- Мумии лавандового городка (Склеп св. Михаила, Венцоне)
- Мумии Палермо и Мумии Сицилии
- Церковь святого Лаврентия, Агридженто
- Мумии Ория

Франция:
- Парижские катакомбы
- Париж: Крипта мучеников сентября (Tombes et Sepultures)
- Бывший оссуарий Руана
- Французские оссуарии
- Ossuaire de Douaumont (Форт Дуомон)
- Monolithic Church of Saint-Jean
- Collegiale Church Saint-Bonnet-Le-Chateau

Чехия:
- Костницы и мумии Чехии
- Легенды костницы Седлеца
- Capuchin Crypt and Church, Brno
- Подземная Прага. В мир мертвых - катакомбы и крипты

Центральная и Латинская Америки:
- Museo de las Momias de Guanajuato
- The Carmelite Monastery of San Ángel, Mexico City, Mexico
- Перуанские оссуарии
- Актун-Туничиль-Мукналь
- Chauchilla cemetery: Мумии Наска, Перу
- Натитас, Боливия

Азия:
- Камбоджа: Поля смерти
- Деревня мертвых (Бали) и обряды Тана Тораджа (Сулавеси)
- Азиатские мумии
- Черный дом Baan Si Dum. Северный Таиланд
- Озеро скелетов Роопкунд в Индии
- Филиппинское висячее кладбище
- Ruamkatanyu (Bangkok, Thailand)

Африка:
- Монастырь Святой Екатерины, Египет
- Мемориал в Уганде



Неподкосов "Символ "мертвая голова"

@темы: Vanitas, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, катакомбы, мумии

13:01 

Beinhaus. Австрийские оссуарии

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Hallstatt, charnel (Beinhaus)

Eggenburg, charnel (Beinhaus)

Этот оссуарий отличается особо четким расположением костей. Упоминание о месте восходит к 1299 году, но большая часть кладбища здесь возникла только к 1405 г. Всего насчитывается около 5800 останков.
Дом костей располагается на дне глубокого колодца. Рассмотреть с близкого расстояния не получится: имеется защитное окно.

Purgg, charnel (Beinhaus)


St. Florian, ossuary with tomb of Anton Bruckner

Антон Брукнер (нем. Anton Bruckner; 4 сентября 1824, Ансфельден, Верхняя Австрия — 11 октября 1896, Вена) — австрийский композитор, органист и музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами. Его симфонии часто считаются символом заключительного этапа австро-немецкого романтизма в силу своего богатого гармонического языка, сложной полифонии и значительной продолжительности.
А вместе с ним здесь покоятся еще 6000 останков.

@темы: Оссуарии, кости, черепа, скелеты, катакомбы, австрийские кладбища

12:55 

Две скульптурных композиции

Br. Samedi


1. Rinaldo Carnielo
2. Pierre Hébert
Пишет mr waugh:
я думал, что после давида бернини меня уже ничем не проймёшь
проймёшь
это скульптура Пьера Эжена Эмиля Эбера, называется она "et toujours! et jamais!" (навеки – и никогда); 1863 год.
её более ранняя версия, терракотовая, находится в музее изящных искусств в монреале (в мраморе мне нравится гораздо больше, но на той фотографии можно рассмотреть всю скульптуру целиком); а вот здесь, на сайте музея искусств при университете Канзаса, можно рассмотреть фрагмент этой скульптуры в бронзе.
если меня не обманывает интернет, мраморная скульптура высотой 105 сантиметов находится в лондоне, но я не смог понять, где.
найти другие ракурсы тоже не удаётся, но, кажется, всё прекрасно и так.
заметка.

@темы: история скульптуры

19:09 

Башни молчания

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Зороастрийцы считали, что тело нечисто и потому не должно загрязнять землю после смерти. Таким образом, захоронение или кремация были неприемлемы. Вместо этого тело относили на «башню молчания» (обычно на горном плато) и оставляли на волю животных и стихий. Когда же оставались одни кости – их уничтожали специальным раствором.
Жизнь для зороастрийца — это благое начало, представленное самим Ахура-Маздой. Пока правоверный зороастриец жив, он несёт в себе благодать; когда же он умирает, то становится выражением злого начала, т. к. смерть есть зло. Поэтому даже самым близким родственникам покойного запрещается к нему прикасаться. Для этого есть насассалары (мойщики трупов).
Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь — символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.
У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака — символ уничтожения всего «нечистого». К тому же считалось, что собака чувствует последний вздох и последний удар сердца умирающего человека. Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.
Мойщики трупов обмывали тело покойного, надевали на него саван, пояс кушти и складывали руки на груди. В любое время года, кроме зимы, похороны совершались на четвёртый день после смерти, поскольку считалось, что именно в это время душа усопшего переселяется в загробный мир. С восходом солнца в соответствии с правилами, изложенными в «Авесте», совершался обряд погребения. На железные носилки клали деревянный настил, а на него — труп. Нести носилки могли только мойщики трупов. Похоронная процессия родственников, возглавляемая жрецами, сопровождала носилки только до подножия астодана, или башни молчания, — кладбища зороастрийцев.
Башня молчания:
1 — вход, закрываемый дверью;
2 — кольца для укладывания умерших: ближнее к колодцу — для детей, среднее — для женщин, ближнее к стене — для мужчин;
3 — колодец, облицованный камнем;
4 — крышка колодца с решёткой;
5 — хищные птицы.
Это было специальное сооружение высотой 4,5 м. Пол башни представлял собой погребальную площадку, поделённую концентрической разметкой на три зоны для укладывания умерших — детей, женщин и мужчин. Носильщики и жрецы приносили свою ношу в башню молчания и помещали труп в одной из зон. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями. Когда птицы склёвывали всё мясо, а кости под действием солнца полностью очищались, их сбрасывали в колодец, находившийся внутри башни молчания.
Древнегреческие учёные Геродот и Страбон утверждали, что во времена Ахеменидов персы натирали трупы воском и хоронили умерших царей в особых гробницах или склепах, вырубленных в скалах Накше-Рустам. Маги или жрецы выставляли трупы на особого рода возвышения и погребали «не ранее того, как их разорвут птицы или собаки». Позднее тело умершего стали выносить за город, где его клевали хищные птицы; класть тело в могилу или сжигать (кремировать) запрещалось.
Запрет на кремацию греки объясняли тем, что огонь у зороастрийцев считался священным. В XX в., особенно в 50-е гг., башни молчания в Иране были замурованы и прекратили своё существование, в то время как у парсов они продолжают действовать. В Иране зороастрийцы предают покойников земле на своих кладбищах и заливают могилу цементом: они считают, что при таком способе захоронения земля остаётся чистой.
©


Из книги "100 великих некрополей"

@темы: атрибуты погребения и похорон, древние захоронения, обряды и традиции, погребальные сооружения

17:19 

Beinhaus. Немецкие оссуарии.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Cologne, Germany Golden Chamber (Goldene Kammer) of St. Ursula


Священные реликвии Золотой комнаты в церкви святой Урсулы.
Св. Урсула была девственница и экскурсоводы говорят о том, что тут собраны кости 11 000 девственниц.
При Германе I произошло перестроение алтарной части церкви и был создан Т-образный монумент с 11-ю раками с реликвиями, относящимися к 11 мученицам, среди которых была и Святая Урсула, принявшим смерть в Кёльне. На самом деле число 11 весьма условно: одни легенды говорят об 11 спутницах Урсулы, другие — об 11 000, третьи — об 11 кораблях на которых Урсула и её спутницы прибыли в Кёльн. Так или иначе, но число 11 фигурирует в гербе Кёльна в виде 11 перевёрнутых запятых, символизирующих дев-мучениц (В Кёльне говорят, что эти 11 значков на гербе - слёзы Св. Урсулы и её спутниц. По официальной версии это гермелин - горностаевый мех (хвостики)).
В 1106 году во время расширения городских стен вблизи церкви было обнаружено массовое захоронение, что было воспринято как подтверждение легенды о Святой Урсуле и её спутницах.


© и легенда
.flickr.

-Единичные фото-

Iphofen charnel

Первое упоминание оссуария старой кладбищенской часовни относится к 1380 году. В XVII веке место пришло в упадок. У часовни отсутствовал замок, что привело к многочисленным кражам черепов и прочих костей. Среди всех случаев выделяется история одного врача-дантиста.
Много десятилетий назад студент выкрал череп из оссуария для своих стоматологических опытов. Позже черепом пользовались другие студенты медицинских отделений. Но в конце концов он вновь попал в руки к своему похитителю и прожил в его офисе много лет. Когда стоматолог вышел на пенсию, то ему приснился украденный череп, который спросил у мужчины: "Если ты закончил со мной все свои дела, то можно я вернусь наконец-то домой?"
На следующее утро врач пошел в кабинет и сделал для черепа новый комплект зубов. После он вернул череп в склеп-оссуарий.
Череп вы можете увидеть на 1-2 снимки (в центре).


Rott-am-Inn, Germany skull in skull niche (Schadelnische)

В этом немецком городке можно найти и расписные черепа, и два святых скелета в драгоценностях. Не сохранилась лишь одна очень популярная в свое время традиция - питье из чудодейственного черепа-чаши при определенных заболеваниях.
"Филолог и писатель Якоб Гримм в своем лингвистическом исследовании о немецком языке свидетельствует, что монахи в Трире отделали череп св. Теодульфа в серебро. Считалось, что он обладал целебными свойствами, в частности, из него давали пить страдающим лихорадкой.
В 787 году Карл Великий даровал бенедиктинскому монастырю в честь св. Гумперта различные вольности. Монахи давали живущим вокруг вендским язычникам пить из чудотворного черепа святого, и со временем монастырь стал местом богомолий, что послужило стимулом к возникновению будущего города Анебах. Когда было выкопано тело св. Анны из Клингаау, то одна больная монахиня пила из ее черепа.

В подобном же качестве использовали черепа в монастырях Св. Нантвея (Нандесбух), Св. Виталия (Ау-на-Инне), Св. Марина (Ротт-на-Инне), Св. Лльто (Альтмюнстер). В церкви Неуса давали пить из черепа святого Квирина, а в нижнем монастыре в Регенебурге — из черепа св. Энгарта.
Согласно поверью, череп или другие реликвии св. Валентина помогали в исцелении от эпилепсии.
В Эберебурге (Верхняя Бавария) верующие пили освященное вино из обделанного в серебро черепа св. Севастьяна, что считалось надежным средством от возникновения эпидемии чумы в этой местности." (с) Неподкосов "Символ Мертвая голова".


Oppenheim, St. Katharine’s church

@темы: погребальные сооружения, немецкие кладбища, древние захоронения, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

13:56 

M. R. James

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
В многочисленных антологиях о привидениях есть свои корифеи, которые кочуют из одного издания в другое, и те, кого могут перевести и опубликовать всего один раз. Из всех этих авторов хочется выделить Монтегю Р. Джеймса.
Есть мнение, что мистические рассказы XIXв. сейчас уже не внушают того ужаса, что испытывал читатель-современник. Джеймс же, беря избитые викторианские сюжеты про призраков, украшал их запоминающимися деталями. Он мог наделить инфернальным оттенком совершенно будничную вещь (например, постельное белье). И до сих пор половина его рассказов не уступает самому Лавкрафту ("Граф Магнус").
Давайте знакомиться...

М. Р. Джеймс (полное имя — Монтегю Родс Джеймс, англ. Montague Rhodes James; 1 августа 1862, Кент – 12 июня 1936) — английский писатель, историк, специалист по средневековью, ректор Королевского колледжа в Кембридже (1905—1918 годы) и Итона (1918—1936 годы), в историю мировой литературы вошедший как классик жанра «история с привидением». В числе авторов, считавших себя учениками и последователями Джеймса, — Говард Ф. Лавкрафт, Джон Бетьеман, Кларк Эштон Смит, Стивен Кинг.
-Википедия-

-Человек, изменивший рассказы о призраках-
*
-Биография с Fantlab.ru-
*
-Элементы «детской мифологии» у М. Р. Джеймса-

К сожалению, на русском языке отдельного издания удостаивался всего четыре раза. Список рассказов почти полностью совпадает, кроме укороченного последнего сборника.


***
Два англичанина Will Ross и Mike Taylor в течение последних двух лет записывают A Podcast to the Curious- аудиоблог посвященный сюжетам рассказов М.Р. Джеймса. Вышло уже 39 выпусков. На официальной странице подкаста можно найти множество ссылок на различные места, артефакты и события, как непосредственно встречающиеся в текстах писателя так и послужившие их прототипами. Вот например, Google Maps ссылка на Эсуорби Холл, место действия Потерянных сердец. Можно включить Street view и увидеть замечательные старинные коттеджи и церковь 15 века.



-Отрывок "Из жизни английских привидений" Волкова-

@темы: Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)

19:08 

Доступ к записи ограничен

Diana.
Summer's child
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

The End Of The World

главная